Вот и подходят летние каникулы к концу...
1 сентября не за горами.
1 сентября не за горами.
И сегодня мы поговорим о секретах мотивации.
Зачем ребенку учиться?
И какова роль взрослого в этом?
Педагоги отмечают, что у
современных детей большие проблемы с мотивацией. Раньше основным стимулом к
учебе были хорошие оценки, признание в среде сверстников, желание угодить
родителям или даже получить медаль. Теперь золотая и серебряная
медали не дают пропуск в ВУЗ с успешно сданным одним экзаменом, и хорошие
оценки в аттестате на будущее тоже не повлияют, главное – результат ЕГЭ.
В связи с этим у учеников нет стремления к
познавательной активности, школьные задания выполняются больше по шаблону и для
отписки, мало кто интересуется сутью, желает копнуть вглубь и дойти до природы
вещей.
«Знания пригодятся тебе в
жизни, они расширяют кругозор» – эти слова не несут никакого смысла для
детского восприятия. «Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно.
Ребенку же интересно существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна
быть внутренней потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы.
«Какие книжки? Какие задачки? У
ребенка детство – так пусть наиграется!» – не такая уж редкая реакция родителей
на дошкольное развитие. И кто будет отрицать, все так: детство, игры – это
действительно основной приоритет дошкольника.
Но каково приходится ребенку,
который был свободен в выборе занятий, не приучен к режиму дня, не был знаком с
детским садом и вдруг попал на школьную подготовку, а потом и в первый класс,
где необходимо высиживать положенные 40 минут и выполнять все, что говорит
учитель.
Можно было бы махнуть рукой,
если бы мы жили в иллюзорном мире – без современных школ, к которым и у
учителей, и у родителей масса претензий. Но мир таков, какой есть, и наши дети
в положенном возрасте идут в школу с ее утвержденными стандартами, учебной
программой, с не всегда чуткими педагогами, которые, тем не менее, стараются выполнять свою работу.
И вот здесь очень важно, чтобы дети даже не в самых комфортных условиях
сохраняли интерес к учебе. Мотивация к
получению знаний – это то, чем родителям будущих школьников стоит
озаботиться заранее.
Книги, развивающие игрушки,
посещение музеев и театров – все это возможность узнавать новое. Атмосфера, в
которой учеба – образ жизни, создается родителями, и они же могут подать детям
лучший пример. Родители сами должны быть открыты новому! Читать, делиться прочитанным, путешествовать, открывать
новые места в родном городе!
Дошкольный возраст – это возраст любопытства, главная детская
эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас, когда дети в самом расцвете
периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребенка –
главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребенок должен
видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные материалы.
Всегда должно быть на виду что-то, что можно прочитать.
Из этих же познавательных
соображений не стоит запрещать ребенку разбирать (по мнению взрослых – ломать)
игрушки: это один из способов ребенка понять, как устроен мир.
Добавляйте учебный элемент в игру
Учиться – не означает сесть за письменный стол, достать учебник и
выполнять задания по образцу. К этому постепенно можно прийти, но начинать
занятия с маленькими детьми стоит только в игровой форме. Считать, повторять
цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, трогая и
сравнивая. Изучить право и лево можно легко во время регулярной зарядки.
Развивать память – во время простой игры: накрываете несколько
игрушек платком (лучше, если это будут знакомые и связанные между собой
предметы, например, фигурки персонажей
любимого мультфильма), просите ребенка запомнить игрушки и закрыть глаза,
убираете один предмет за спину и спрашиваете: кто исчез? В эти своеобразные
прятки дети могут играть очень долго, если то, что прячется под платком, им
нравится. Таким образом, в любую игру можно внести небольшой учебный элемент.
Научите детей добывать информацию
Рано или поздно у ребенка
возникнет вопрос, на которой вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится
отличная возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в
энциклопедиях, словарях, интернете. Подогревайте интерес к тому, чем ребенок
уже заинтересовался. Он увлекся Древним Египтом? Сходите вместе в книжный
магазин и выберите новую литературу по этой теме, смастерите вместе пирамиду,
найдите в сети документальные фильмы и вместе посмотрите их. Дайте ребенку
понять, что чем больше информации он узнает, тем лучше разберется в предмете.
Важно научить ребенка выражать свое мнение, задавать вопросы,
делать выбор. Для этого возможность выбора нужно предоставлять с раннего
возраста: в чем ребенок сегодня хочет идти в детский сад, какую книгу почитать
перед сном, какой кружок ему было бы интересно посещать: ИЗО или ритмику. Пусть
младший член семьи принимает участие в обсуждении семейных вопросов, даже если
он пока только слушатель. То, что он сидит рядом с вами, повышает значимость
его мнения и присутствия.
Подстраивайте учебные пособия под ребенка
Если ребенок отказывается
выполнять какой-либо тип заданий, не настаивайте, переходите к следующим. До некоторых вещей нужно дорасти. Возраст,
указанный на учебном пособии, не должен быть маяком, означающим, что ваш
пятилетка не справляется с заданием, данным для возраста 4-5.
Занимайтесь вместе
Многие дела можно и нужно
делать вдвоем: рисовать одну на двоих картину, раскрашивать, мастерить поделки.
Даже задания в развивающих пособиях можно разделить. Во-первых, самое ценное
для ребенка – родитель рядом с ним, во-вторых, он видит результат совместной
деятельности, а в-третьих, просто оставаясь рядом, вы развиваете усидчивость,
которая будет необходима в школе.
Играя вместе, вы можете
проследить за настроением ребенка, увидеть, что вызывает у него трудности. Но
важный момент: почувствуйте, с какими заданиями ребенку важно справиться
самостоятельно, а в какой момент можно подключиться с помощью. Некоторые, даже
очень маленькие дети, расстраиваются, когда родители им подсказывают слово, не
дожидаясь, когда малыши сами найдут ответ, и тем самым лишают их радости от
внезапной догадки.
Придерживайтесь режима дня
Режим нужен не только для того,
чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и
занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после
обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм,
затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с
азбукой и т.д.
Развивайте таланты
Если вы заметили у ребенка
склонность к определенной деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или
конструирование, если в его жизни есть большое увлечение, обязательно
развивайте его в этом направлении. Даже если впоследствии какие-то школьные
предметы будут вызывать сложности, у ребенка будет свое «зато», свой конек,
любимое дело, которое придает уверенности в себе и дает силы учить даже не
самые легкие предметы.
Создавайте небольшие сложности
Настойчивость и
целеустремленность развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Так
младенец начинает ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В
жизни любого ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь
с поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство,
к которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи.
Но давая новое, чуть более
сложное задание, убедитесь в том, что ребенок усвоил пройденный материал.
Большинству детей нужно закрепить материал несколько раз, чтобы хорошо его
понять. Поэтому начните свой домашний урок с того, что ребенку хорошо знакомо.
Правильно ответив на ваши вопросы, он положительно настроится на занятие.
Не преувеличивайте роль наград
Однажды сладости и игрушки,
обещанные за выполнение родительской просьбы, перестают работать, их становится
недостаточно. Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от
сделанного, поэтому не стоит все успехи оценивать материальным призом. В идеале
мотивированный ребенок выполняет задание не потому, что он ждет награды, а
потому, что ему это интересно. И улыбка родителя и добрые слова похвалы от них
– не меньшая награда, чем новая игрушка.
Ориентируйте ребенка на успех
Когда спортивные тренеры и
психологи настраивают игроков перед матчем, они произносят емкие фразы,
позволяющие спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу. Родитель, зная
особенности своего ребенка, может подбадривать его простыми словами: «У тебя
все получится», «Ты справишься», «Все будет хорошо» и т.д. Из спортивной
практики можно взять и другую идею – ставить цель, к которой ребенок будет
стремиться. Чтобы идея работала эффективнее, цель можно изобразить в виде
картинки или записать большими буквами – визуальное напоминание работает лучше
вербального.
Обязательно нужно отмечать все,
даже малейшие достижения ребенка в учебе. Дети не умеют воспринимать критику, а
вот похвала для них очень важна. Без
признания и успеха не будет желания развиваться дальше. Поэтому,
интересуясь делами в детском саду, на кружке, подготовке или в школе, стоит
делать акцент не на том, был ли ребенок первым, получил ли он сегодня хорошую
оценку (звездочку, наклейку на тетрадь), а на том, чему он научился, что
интересного сумел сделать.
Будьте терпеливы
Лучше если подготовкой ребенка
к школе будет заниматься член семьи, менее склонный к раздражению. Дети любят
подолгу раскладывать карандаши перед занятием, зависать и задумываться над
заданиями, которые взрослым кажутся очень простыми, и здесь важно не торопить,
дать возможность размышлять. Дети чутко замечают, когда родитель нервничает, и
могут замяться еще больше. Обстановка на занятии должна быть спокойной и
доброжелательной, и обязательно привносить в домашние уроки элемент игры и
шуток.
Игровая форма занятий и
положительный родительский настрой помогут обрести навыки, которыми обладает
мотивированный ребенок:
- умение концентрироваться;
- выбор заданий с повышенной
сложностью;
- умение справляться с
проблемами;
- самостоятельное выполнение
уроков без родительского напоминания;
- положительное отношение к школе
и процессу учебы.
В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул,
который ребенок однажды должен почувствовать в себе сам. Но пока он еще
маленький, родитель своей поддержкой и личным примером может ему в этом
поспособствовать.
Вы прочли статью до конца? Согласитесь, она стоила этого!
По материалам блога Шайдаровой Ж.В. "Ни минуты покоя"
Комментариев нет:
Отправить комментарий