"Слова словно кролики,
съели всю зелень мира»
- писал польский сатирик С.Е. Лец.
И действительно,
от частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так
было не всегда, и на заре развития человечества слову придавалось магическое
значение. Знания передавались в соответствии со строгими ритуалами, скрывая их
от непосвящённых. Слово всегда обладало силой.
Древние говорили,
что врач имеет три лекарства – травы, минералы и слово. В книге С.Г. Айрапетова
«Здоровье. Эмоции. Красота» приводится такой эпизод, иллюстрирующий силу слова:
«И.И. Панаев вспоминает, как личный врач Пушкина А.С. , доктор Спасский, словом
убил больного. Доктор возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он
приехал, едва приподнялся на постели, ему было плохо. Схватив руку доктора, он
произнёс: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я
выздороветь?» - «никакой, ответил Спасский, - да что ж такое? Все умрем
батюшка… Вот и Пушкин умирает. Слышите ли?! Пушкин! Так уж нам с вами можно
умереть».
Больной со стоном
опустил голову на подушку и умер в один день почти в один час с Пушкиным».
К счастью, есть и
обратные примеры воздействия слова, но нельзя забывать, что «слово не воробей».
Личность человека
формируется в общении: это и передача знаний о мире, передача умений, навыков;
развитие эмоционально-волевой сферы; формирование личности. Когда родители
разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем
просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют, как нужно
выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими.
Наблюдая за
взаимоотношениями ребёнка и родителей во время общения выделяются директивы – скрытые высказывания, неявно
сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого
ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством
вины перед родителем, давшим такую директиву.
Высказывания:
·«Глаза бы мои на тебя не
глядели»
·«Мне не нужен такой плохой
мальчик»
Директива:
«Не живи»
Высказывания:
·«Что ты ведёшь себя как
маленький?!»
·«Пора стать самостоятельнее»
·«Ты уже не ребёнок, чтобы…»
Директива: «Не будь ребёнком»
Высказывания:
·«Ты ещё мал, чтобы…»
·«Мама тебя никогда не
бросит»;
·«Не торопись взрослеть».
Директива:
«Не расти»
Высказывания:
·«Не рассуждай, а делай то,
что говорю»;
·«Не умничай».
Директива: «Не думай»
Высказывания:
·«Как тебе не стыдно бояться…»
·«Как ты смеешь злиться на …»
·«Не сахарный, не стеклянный и
прочее.»
Директива
«Не чувствуй»
Высказывания:
·«Дай я сам, у тебя всё равно
ничего не получится».
Директива:
«Не достигай успеха»
Высказывания:
·«Будь как все».
·«Не высовывайся, не
выделяйся».
Директива:
«Не будь лидером»
Высказывания:
·«Ты ведь у меня не такой как
все».
Директива: «Не принадлежи»
Высказывания:
·«Кроме меня, ты никому не
нужен».
Директива:
«Не доверяй, не будь близким»
Высказывание:
·«Не делай сам – это опасно,
за тебя буду делать я»
·«Не делай сам, подожди меня»
Директива: «Не делай сам»
Высказывания:
·«Будь похожим на …»
·«Смотри, как делает
(тот-то)…»;
·«Почему Саша может, а ты
нет?»
Директива:
«Не будь самим собой»
Высказывания:
· «Хоть он у меня и слабенький,
а сам… (далее описывается действие ребёнка)».
Директива:
«Не чувствую себя хорошо»
Таким образом поведение родителей
бессознательно отражает их воспитательные установки, которые можно
зафиксировать, наблюдая за их действиями.
Как всё это правильно!!! Но почему эти высказывания МЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМ! по отношению к своим детям?БЕРУ НА ЗАМЕТКУ!СПАСИБО1
ОтветитьУдалитьИногда нам всем есть о чём подумать.
УдалитьМожно найти ещё много высказываний взрослых, которые будут нести скрытую установку. Нам надо научиться сначала думать, а потом говорить.
УдалитьТатьяна Сергеевна! Интересный и полезный материал для ВСЕГО взрослого населения! ВСЕМ на заметку! Спасибо!
ОтветитьУдалитьСогласна с вами материал полезный не только для педагогов, но и для родителей.
ОтветитьУдалить