Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся



"Слова словно кролики, съели всю зелень мира» 
- писал польский сатирик С.Е.  Лец.

И действительно, от частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития человечества слову придавалось магическое значение. Знания передавались в соответствии со строгими ритуалами, скрывая их от непосвящённых. Слово всегда обладало силой.
Древние говорили, что врач имеет три лекарства – травы, минералы и слово. В книге С.Г. Айрапетова «Здоровье. Эмоции. Красота» приводится такой эпизод, иллюстрирующий силу слова: «И.И. Панаев вспоминает, как личный врач Пушкина А.С. , доктор Спасский, словом убил больного. Доктор возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он приехал, едва приподнялся на постели, ему было плохо. Схватив руку доктора, он произнёс: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» - «никакой, ответил Спасский, - да что ж такое? Все умрем батюшка… Вот и Пушкин умирает. Слышите ли?! Пушкин! Так уж нам с вами можно умереть».
Больной со стоном опустил голову на подушку и умер в один день почти в один час с Пушкиным».
К счастью, есть и обратные примеры воздействия слова, но нельзя забывать, что «слово не воробей».
Личность человека формируется в общении: это и передача знаний о мире, передача умений, навыков; развитие эмоционально-волевой сферы; формирование личности. Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими.
Наблюдая за взаимоотношениями ребёнка и родителей во время общения выделяются  директивы – скрытые высказывания, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим такую директиву.

Высказывания:

·«Глаза бы мои на тебя не глядели»

·«Мне не нужен такой плохой мальчик»

Директива: «Не живи»



Высказывания:

·«Что ты ведёшь себя как маленький?!»

·«Пора стать самостоятельнее»

·«Ты уже не ребёнок, чтобы…»

 Директива: «Не будь ребёнком»



Высказывания:

·«Ты ещё мал, чтобы…»

·«Мама тебя никогда не бросит»;

·«Не торопись взрослеть».

Директива: «Не расти»



Высказывания:

·«Не рассуждай, а делай то, что говорю»;

·«Не умничай».

 Директива: «Не думай»



Высказывания:

·«Как тебе не стыдно бояться…»

·«Как ты смеешь злиться на …»

·«Не сахарный, не стеклянный и прочее.»

Директива «Не чувствуй»



Высказывания:

·«Дай я сам, у тебя всё равно ничего не получится».

 Директива: «Не достигай успеха»



Высказывания:

·«Будь как все».

·«Не высовывайся, не выделяйся».

Директива: «Не будь лидером»



Высказывания:

·«Ты ведь у меня не такой как все».

 Директива: «Не принадлежи»



Высказывания:

·«Кроме меня, ты никому не нужен».

 Директива: «Не доверяй, не будь близким»



Высказывание:

·«Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я»

·«Не делай сам, подожди меня»

 Директива: «Не делай сам»


Высказывания:

·«Будь похожим на …»

·«Смотри, как делает (тот-то)…»;

·«Почему Саша может, а ты нет?»

Директива: «Не будь самим собой»


Высказывания:

· «Хоть он у меня и слабенький, а сам… (далее описывается действие ребёнка)».

Директива: «Не чувствую себя хорошо»



Таким образом поведение родителей бессознательно отражает их воспитательные установки, которые можно зафиксировать, наблюдая за их действиями.

5 комментариев:

  1. Как всё это правильно!!! Но почему эти высказывания МЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМ! по отношению к своим детям?БЕРУ НА ЗАМЕТКУ!СПАСИБО1

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иногда нам всем есть о чём подумать.

      Удалить
    2. Можно найти ещё много высказываний взрослых, которые будут нести скрытую установку. Нам надо научиться сначала думать, а потом говорить.

      Удалить
  2. Татьяна Сергеевна! Интересный и полезный материал для ВСЕГО взрослого населения! ВСЕМ на заметку! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Согласна с вами материал полезный не только для педагогов, но и для родителей.

    ОтветитьУдалить