среда, 1 ноября 2017 г.

В стране оригами

В детском саду для воспитателей был организован семинар-практикум "В стране оригами".
Слово – ОРИГАМИ – появилось  в  нашей  речи  не  так  давно. Складывая  самолётики  и  цветочки,  мы  вносили в план  занятия  конструирования  из  бумаги,  а, иногда, называли  их  просто  складыванием. И, лишь,  лет  25  назад, данный вид занятия стали называть   ОРИГАМИ. Воспитатель логопедической группы Кобзева С.В. рассказала воспитателям о значении оригами в развитии ребёнка.



Мы  не  раз  уже  обращались  к  истории  возникновения  оригами. Знаем, что  Родиной этого искусства  является  Япония. Сложенная  бумага – оригами, стала интересна  не  только  жителям  Японии. В  других  странах также  появились люди,  увлёкшиеся складыванием.
Современное  оригами  продолжает  развиваться. Этому  искусству  не  только  обучаются  современные  жители  разных  стран, но  и  сами  изобретают  новые  интересные  фигурки. Ежегодно  появляются  новые  клубы  и  кружки  любителей  ОРИГАМИ, издаются  новые  книги  и  журналы.





Восточная  мудрость  гласит  «Всё  великое  делается  медленным, незаметным  ростом», следовательно, знакомя  детей  с    искусством складывания, мы  последовательно  и  постепенно  будем  им  прививать  навыки  работы  с  бумагой, обучать  приёмам  складывания, способности  фантазировать и  умение  быть  аккуратными  и  внимательными.
Следует  отметить, что, как  и  в  любом  процессе  обучения, особенно  важны  первые  шаги, первые  движения  и  усилия, которые  многое  определяют  в  будущем.  Но  усилия, приложенные  в  самом  начале  пути, определяют  многое. 
Нужно  ли  ребёнку  заниматься  оригами? Какое  значение  оказывает  оригами  на  интеллектуальное  развитие  детей? Ответы  на  эти  вопросы  дают  работы  детей, занятия, проведённые  с  детьми, приобретённые  ими  навыки  и  умения.
На наш взгляд очень важно  обучать складыванию даже маленьких деток. Именно в дошкольном возрасте дети  начинают познавать мир, они учатся  ходить, говорить,  рисовать, считать; у них формируется характер, личностные качества. Именно в дошкольном возрасте начинает развиваться мелкая и общая моторика рук, ног, а следовательно, как спортивные тренировки, так и тренировки по складыванию из бумаги – оригами, очень важны для полноценного развития детей.
Эти  занятия  любят  почти  все  дети. Когда  речь  идёт  об  изготовлении  подарков  родителям, или  участие  в  конкурсах, складыванием  из  бумаги  хотят  заниматься  все, даже те немногие мальчишки или девчонки, которым не свойственна монотонная деятельность и долговременное сидение на стуле. Как правило, в оригами нет равнодушных, ведь изготовив подарок или открытку, дети радуют своих близких, а сделав своими руками игрушку, можно поиграть.
И так, для  изготовления  фигурок  оригами  чаще  всего  требуется  квадратный  лист  бумаги, который  дети  учатся  вырезать  самостоятельно  из  прямоугольника. Этому занятию необходимо уделить особое внимание, ведь квадрат должен иметь  одинаково-ровные стороны и прямые углы, иначе, фигурка не получится.Затем, начинается  небольшая  разминка: дети  повторяют  складывание  уже  знакомых  линий  на  заранее  подготовленных квадратных  листках.
- по  диагонали,
- уголки  к  центру,
- складывание  квадрата  пополам  в  двух  направлениях,
- внутреннее  и  внешнее  складывание,
- дверца.
На  протяжении  всего  процесса  складывания  ребёнок  думает, наблюдает и повторяет действия педагога или других детей. Для многих, порой, бывает трудно даже перевернуть фигурку цветной стороной вниз, найти  левую  или  правую  сторону, загнуть  уголок. И  при  этом  все  хотят  сделать  красивый  подарок  маме  или  папе  к  празднику, букет  тюльпанов  ко  дню  учителя, аккуратный  кораблик  для конкурса  талантов.     Соответственно, мы можем утверждать, что занятия оригами формируют у  детей  эстетическое восприятие, любовь к близким, уважение к старшим и  своим друзьям.
Несколько человек в группе, как  правило, быстрее справляются  с  заданием. Им  можно  предложить помочь  друзьям. Стремление казаться  взрослыми, похвала  педагога за быструю, точную и аккуратную  работу, явится  стимулом для того, что бы у детей воспитывалась поддержка  и  взаимопомощь, появилось желание не оставить в  стороне тех детей, которым оригами даётся не просто.
Детям очень нравится рассматривать книги по оригами. Они  восхищаются теми изделиями, которые придумали взрослые и дети, их  сверстники. Можно предложить некоторым школьникам попытаться  воспроизвести  увиденное по схеме. Не стоит запрещать, если ребёнок  захочет сложить довольно сложную фигуру. Пусть попытается.
Возникшее  желание, возможно, со  временем  перерастёт  в  стойкий  интерес, и  позволит  ребёнку  читать  схемы  самостоятельно, а, может  быть, и  самому  придумывать  фигуры. Главное, быть  рядом  с  ребёнком, помочь ему, в случае  необходимости, хвалить и поощрять его.
Мы  отметили, что  оригами стимулирует мозговую деятельность  детей, развивает мелкую моторику пальцев рук, что, в свою очередь, прямо  влияет на развитие речевой деятельности.
Для более полного ознакомления детей с искусством оригами  необходимо использовать различную литературу, подготовить карты-схемы базовых форм, позволяющих ребёнку постоянно видеть способы  складывания фигур, положить бумагу в доступном для детей месте, поощрять их желание самостоятельно заняться изготовлением фигур.
И, пожалуй, ещё один  шаг. Необходимо довести  до  сведения  родителей важность данных занятий, помочь понять взрослым, что работы  их детей – это не мусор, а произведение искусства маленького человека. Очень важно, чтобы родители бережно хранили детские работы и гордились  своими детками.

1 комментарий:

  1. Оригами очень увлекательное занятие, рекомендую, присоединяясь к Вам, Татьяна Сергеевна.

    ОтветитьУдалить